Наши преимущества

  • 1. Высокое качество услуг, соответствующее репутации нашей Компании
  • 2. Индивидуальный подход к решению Ваших задач
  • 3. Нацеленность на качество и положительный результат работы
  • 4. Профессионализм специалистов
  • 5. Полная конфиденциальность
  • 6. Возможность получить своевременную правовую помощь в любое удобное для клиента время
  • 7. Невысокие тарифы на услуги в сравнении с именитыми конкурентами

Исполнение требований налоговых органов (истребование документов)

 

Сотрудники ФНС на сегодняшний день наделены достаточно широким кругом прав и обязанностей относительно вопроса получения материалов (истребования документов) у юридических лиц.

Запросы сотрудников налоговой инспекции не в каждом конкретном случае исполняются в полной мере, а иногда и вовсе отклоняются по причине их незаконности. Далее конкретизируем возникающие случаи при взаимодействии субъектов налоговых правоотношений, их права и обязанности, относящиеся к запросам по истребованию документов, сведений о бухгалтерском учете, рассмотрим их реализацию на практике, представим возможные пошаговые действия налогоплательщика для исключения случаев нарушения своих законных прав и обязанностей.



Подготовка обращения для истребования документов – законодательная база


Законодатели внесли корректировки в Налоговый кодекс РФ (статья 93, 93.1 НК РФ), касающиеся требований, как для налогоплательщиков, так и представителей налоговых инспекций при подготовке запросов для выполнения контрольных мероприятий (ФЗ № 137-ФЗ от 27 июля 2006 года).



Основополагающие правила при запросе материалов (истребования документов) для проведения выездных и камеральных проверок


I. Реализуя мероприятия, направленные на осуществление контроля за деятельностью налогоплательщика, представители ФНС имеют право требовать от юридического лица представить на проверку материалы. Анализируя имеющуюся практику по рассмотрению споров данной категории в судах, можно с уверенностью констатировать следующее: истребуемые налоговиками документы, информация и иные сведения, должны иметь непосредственное отношение к самой проверке. Как в случае с проверкой начисления земельного налога, можно отказать в предоставлении товаротранспортных, товарных накладных, контрактов, заключенных с контрагентами (дело А15-1092/2012, постановление ФАС СКО от 06.02.2013 года № Ф08-33/13).


II. Нормативным актом ФНС установлены условия, предъявляемые к официальному обращению на предъявление документов. К примеру, запрос на истребование документов обязательно доставляется под роспись официальному лицу налогоплательщика или непосредственно руководителю организации, либо же его уполномоченному представителю. В случае отсутствия возможности вручить запрос лично, допускается направление его почтовым отправлением с заказным извещением. Дата получения запроса – на шестой день после направления (приказ ФНС России № ММ-3-06/338 от 31 мая 2007 года).


Формальные требования к официальному обращению при истребовании документов :

  • перечисление наименований документов, их регистрационные номера и другие выходные данные, позволяющие индивидуализировать их, с обязательным указанием периода;
  • фирменное наименование (сокращенное и полное) юридического лица, либо его филиала, ИНН/КПП;
  • ссылка на конкретную проверку, в результате которой возникла потребность в истребовании документов.

 

Суды при рассмотрении споров относительно деятельности при организации налоговых проверок обращают внимание на следующие действия или бездействия должностных лиц:

  • достоверно ли установлено, что именно у данного плательщика, имеются истребуемые документы;
  • необходимо ли действительно представить данные документы;
  • нарушил ли налогоплательщик установленные законом сроки, по выполнению запроса;
  • количество непредъявленных материалов.


III. Документы для проверки направляют в бумажном или в электронном виде при помощи средств связи. Осуществляют передачу сотруднику инспекции лично либо через доверенное лицо.

Если истребуемые документы передаются в бумажном виде, то необходимо снять с оригиналов копии и заверить в надлежащем виде. Предложение проверяющего о предоставлении нотариально заверенной копии неправомочно, если оно не основано на законе. Также не требуется предоставления оригиналов, только если представителю ФНС не потребуется провести сверку с копиями, или для ознакомления с ними.

IV. В течение 10 рабочих дней организация обязана предоставить истребуемые документы по запросу налоговой инспекции. Если проверка проводится консолидировано, говоря иначе, в отношении нескольких налогоплательщиков, срок предоставления увеличивается до 20 дней.

V. Если в уведомлении, срок, указанный для предоставления документов, является по мнению налогоплательщика, сокращенным, то у него возникает обязанность, в течение суток направить в налоговую инспекцию информацию, о невозможности выполнить запрос в определенный период времени. При достоверно установленном факте, невозможности выполнения требований к определенному времени, налоговая ответственность в таком случае к налогоплательщику не применяется.

VII. Если выяснится, что во время проверки юридическое лицо отказалось предъявить какие-либо документы, указанные в требовании, то оно привлекается к налоговой ответственности, с применением ст. 126 НК РФ. Инспектор ФНС вправе издать решение о выемке истребуемых документов в принудительном порядке.
При вынесении постановления, сотрудник налоговой обязан представить в суде обоснование начисления суммы штрафа, с приложением их к делу.

Когда юридическое лицо отказалось представить документы для проверочных мероприятий, налоговый инспектор в течение полугода с момента такого непредставления, готовит следующие документы для суда:

  • обращение о предоставлении материалов, оставленное без ответа;
  • информация о количестве непредоставленных документах;
  • подтверждение суммы штрафа, подлежащего взысканию на основании ст. 126 НК РФ.

При этом, в случае непредставления одного из этих вышеперечисленных пунктов на рассмотрение суда, в будущем это, возможно, повлияет на сумму штрафа или минимизирует его. В случае отсутствия реальной возможности выполнить запрос на истребование документов налогового органа налогоплательщик также освобождается от ответственности. Этому могут способствовать различные причины, такие как аварийные и чрезвычайные ситуации. При этом, материалы запроса могут быть утрачены либо быть испорченными в результате противоправных действий каких-либо лиц. Если налогоплательщик какие-либо отдельные документы на своем предприятии не ведет, то привлечь его к ответственности, также невозможно.

Предоставление информации о партнерах для налогового органа

Законодатель еще в 2007 году предусмотрел требование, по которому информация о сотрудничестве плательщиков между собой, может быть запрошена у третьих лиц (статья 93.1 НК РФ). До внесения изменений, указанная норма была закреплена в статье 87 НК РФ, а сами действия представителей ФНС именовались встречной проверкой. В настоящее время такие проверки существуют и, кроме того, являются наиболее применяемыми контролирующими органами. Основная цель встречной проверки, это:

  • проверка, является ли контрагент, действительно существующим, и имели ли место проведенные с его участием сделки и операции;
  • анализ информации по конкретным операциям, опирающийся на сведения, представленные от обоих плательщиков.

Судебная практика по имеющимся спорам о предоставлении и выполнении запросов представителей налоговой инспекции богата и разнообразна. Предусмотреть все довольно затруднительно, однако возможно, если опираться строго на норму права, указанную в статье 93.1 НК РФ, и владеть при этом данными арбитражных судов.

Рассмотрим примеры:

  • предоставление любой информации о контрагенте для проверяющего. Арбитражная практика однозначно отвечает на поставленный вопрос. Информация может быть получена и истребуемые документы будут выданы проверяющему только те, которые имеют прямое отношение к предмету проверки партнера (дело № А15-1092/2012, судебный акт – постановление Ф08-33/13 от 06.02.2013);
  • представитель инспекции может потребовать только определенные виды документов. Конечно, четкого критерия и реестра документов законодатель не указал, но, если обратить свое внимание на арбитражную практику, то станет ясно, что в обращении на истребование не указывают документы, предназначенные для систематизации, заполнения баз данных, такие как карточки счетов, регистр и др. Доказать неточность требований представителей налоговой, поможет то, что указанные данные из реестра в реальности не носят документарный характер, позволяющий установить фактически совершенные различные сделки и операции и не являются формирующей основной при начислении и уплате налоговых платежей в бюджеты разных уровней (дело № А10-2526/2012, судебный акт – постановление Ф02-3644/13 от 13.08.2013).
  • порядок оформления запроса. Контролирующий орган в запросе на истребование документов, по договорам, заключенным с партнерами, обязан указывать следующее:
  • указать название (фирменное полное наименование) проверяемого юридического лица;
  • список, запрашиваемых материалов;
  • существенные признаки, по которым можно идентифицировать тот или иной договор (участник сделки, временной отрезок, предмет договора).


В случае наличия или отсутствия в запросе представителей налоговой инспекции вышеперечисленного, налогоплательщик имеет право обратиться за защитой своих прав в арбитражный суд, который, в свою очередь, при таких ошибках принимает сторону плательщика.

  • срок на предъявление проверяющему истребуемых документов, в случае направления запроса почтовым отправлением. Как мы уже отметили пунктом 5 статьей 93.1 НК РФ закреплен срок в 5 дней, во время которых налогоплательщик исполняет распоряжение представителя налоговой инспекции. При получении требования почтовым отправлением с заказным уведомлением плательщик по прошествии 6 дней, с отметки о направлении будет считаться уведомленным, надлежащим образом. Затем начинает течь пятидневный срок на исполнение запроса налоговой инспекции (без учета сведений о фактическом уведомлении).
  • повторный запрос проверяющего, возможен ли он? Только в случае, если на обозрение должностных лиц налоговой инспекции представлены оригиналы материалов. Говоря другими словами, если юридическое лицо уже представляло в рамках проводимой проверки копии всех требуемых документов, то такое требование ФНС будет признанно незаконным.
  • продлить срок для выполнения требований инспектора. Возможно, при официальном обращении с письменным запросом с обоснованием отсрочки и указанием новой даты предоставления документов. При рассмотрении данного обращения налоговые органы не всегда идут на его удовлетворение. Но для суда данное обращение может сыграть свою роль в принимаемом решении, и освободить плательщика от налоговой ответственности, в случае наличия действительно объективных причин, которые не позволили исполнить запрос на истребование документов в указанный срок.

Дополнительно укажем еще несколько вопросов относительно встречных проверок:

  • вручение требования о выполнении запроса выполняется не проверяющим налоговым органом, а тем налоговым органом, где плательщик состоит на учете;
  • указание в запросе у проверяемых контрагентов временных отрезков разных периодов, носят необязательных характер, и судом признаются как произвольными.
  • основная цель встречного контроля - это запрос документов и сбор информации, соответственно данные действия могут не документироваться.


Вид налогового контроля - камеральная проверка

Проанализировать материалы и декларации, формы отчетности по итогам года, выявить недостоверные сведения и оценить информацию, служащую основой для начислений и уплаты налоговых платежей, возможно при помощи камерального налогового контроля.

Отличительные черты, присущие камеральной процедуре:

  • проверочные мероприятия, производятся непосредственно в налоговой инспекции;
  • анализу подвергаются только представленные плательщиком материалы;
  • представитель ФНС не выносит решение;
  • результаты проверочных действий, применяются в планировании выездного контроля.

Статья 88 Налогового кодекса РФ закрепила основные принципы проведения камеральной проверки. Для производства указанного контроля, проверяющему предоставляется срок в 3 месяца.

 

Остановимся на правомочиях проверяющего:

  • имеет право получить истребуемые документы, с помощью которых можно достоверно установить льготный порядок начисления налогов, законность возврата налоговых вычетов по НДС, отсутствие ошибок и своевременность внесение платы по налогу на природные ресурсы;
  • имеет право получить с проверяемого объяснения, относящиеся к предмету камеральной проверки.

 

Налогоплательщику, при проведении камеральной проверки, следует сконцентрироваться на следующем:

  • запрос на подтверждение каких-либо сведений и истребвание документов должен иметь прямое отношение к камеральной проверке с указанием всех реквизитов (дело № Ф09-6207/05-С2 от 20.01.2006 г. постановление ФАС УО). Если в запросе отсутствует конкретный перечень запрашиваемой информации, юридическое лицо не будет привлечено к ответственности по налоговому законодательству, и, следовательно, требование будет признано некорректным;
  • обязательное соблюдение трехмесячного периода на предоставление информации;
  • все запросы проверяющего должны быть оформлены в письменном виде (дело № А21-3182/02-С1, постановление от 18.10.2002 ФАС СЗО);
  • невыполнение запроса контролирующего органа не предоставляет ему права на осуществление выемки и осмотра помещений. Данные действия предусмотрены в рамках, другого проверочного мероприятия – выездной проверки;
  • при внесении декларации, носящей уточняющий характер, инспектор вправе инициировать дополнительный камеральный контроль;
  • все акты, составленные должностным лицом по выявленным нарушениями, должны содержать объяснения налогоплательщика.

Представитель ФНС нарушения, выявленные в ходе камеральной проверки, обязан доказать. Наступление налоговой ответственности возможно только при их достоверности и бесспорности.

CAPTCHA
Защита от автоматического заполнения
  _   _       _       ____           ____  
(_) | |__ | |__ / ___| _ __ |___ \
| | | '_ \ | '_ \ \___ \ | '__| __) |
| | | |_) | | | | | ___) | | | / __/
|_| |_.__/ |_| |_| |____/ |_| |_____|
Enter the code depicted in ASCII art style.
Новости
В Министерстве юстиции ведется работа по изданию нового закона для кооперативов В одном из разделов НПА, размещено и доступно всем желающим уведомление о том, как идет работа над новым Законом о кооперативной...
Рассмотрение проекта закона об упрощении регистрации ИП и юрлиц – в планах Правительства. Глава правительства сообщил лично о переводе документооборота между налоговиками, многофункциональными центрами,...
Чистка ФНС продолжается. Из ЕГРЮЛ в 2017 году уже исключено 128 тысяч неработающих компаний С января текущего года число закрытых, исключенных из ЕГРЮЛ компаний превысило 128 тысяч. Удаление из Реестра по сообщению...
Статьи
Пошаговая инструкция по смене юридического адреса ООО в 2017 году Смена юридического адреса в 2017 году может понадобится в самых разных случаях. Это и объективные обстоятельства, такие как окончание срока действия договора аренды и переезд фирмы на новый адрес, либо смена по причине отказа
Пошаговая инструкция по осуществлению смены учредителей ООО в 2017 году Изучив положения и рекомендации, указанные в данной статье, можно будет гораздо эффективнее и меньшими временными затратами решить задачу по практическому выполнению смены участников ООО. Кроме того, полученную информацию можно
Смена Генерального директора ООО: пошаговая инструкция 2017 Общие правила и принципы смены Генерального директора ООО: ЕИО – сокращенная аббревиатура термина «Единоличный Исполнительный Орган». Такое должностное лицо предусмотрено при организации работы ООО. Существует ряд
Яндекс.Метрика